Ильдар Абдразаков
7.09
НАЧАЛО В 19:00
Самарская государственная филармония
ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
Ильдар Абдразаков
Д. Шостакович
Праздничная увертюра
ля мажор, op. 96
С. Рахманинов
Рапсодия на тему Паганини
ля минор для фортепиано с оркестром, op. 43
Премьера в Самаре!
Д. Шостакович
Сюита на слова Микеланджело Буонарроти
для баса и симфонического оркестра, op. 145а
АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР САМАРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИЛАРМОНИИ
Художественный руководитель и главный дирижер —
Денис Власенко
Ведущий —
Артём Варгафтик
ИЛЬДАР АБДРАЗАКОВ (бас)
Выдающийся оперный певец с мировым именем. Заслуженный артист России, Лауреат государствен – ной премии РФ (2024), народный артист Республики Башкортостан (2011), народный артист Республики Татарстан (2013), лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» (2013), двух премий «Грэмми» (2011).
Родился в 1976 году в Уфе. В 1999 году окончил Уфимский государственный институт искусств (класс профессора М. Г. Муртазиной). В 1994 году стал солистом Башкирского государственного театра оперы и балета. С 1997 по 2000 год стал лауреатом ряда престижных международных конкурсов (Конкурс Ирины Архиповой «Большой приз Москвы», Международный конкурс вокалистов им. М.И. Глинки, Конкурс молодых оперных певцов им. Н. А. Римского-Корсакова, Конкурс Елены Образцовой, V Международный телевизионный конкурс им. Марии Каллас «Nuove voci per Verdi»).
В творческом багаже певца все ведущие басовые партии мирового оперного репертуара. Он выступает практически со всеми крупнейшими оперными труппами мира, со знаменитыми оркестрами, среди которых оркестры театра Ла Скала, Большого и Мариинского театров, Лондонский, Берлинский, Венский, Мюнхенский, Чикагский филармонические коллективы и др. Среди дирижёров, с которыми сотрудничал Ильдар Абдразаков — Риккардо Мути, Валерий Гергиев, Джеймс Ливайн, Джанандреа Нозеда, Риккардо Фрицца, Риккардо Шайи, Антонио Паппано, Бертран де Бийи.
ЭНДЖЕЛ ВОНГ (фортепиано) США-Россия
Лауреат многих Международных конкурсов («Вильяэрмоса», Мексика, 2017; Московский международный фестиваль молодых пианистов им. Г. Г. Нейгауза, 2018; Конкурс молодых пианистов им. С. В. Рахманинова, Москва, 2020; XVII Междуна – родный конкурс им. П. И. Чайковского и др.).
Стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова и фонда «Линия жизни». Участник международных фестивалей ArsLonga, (Москва), «Фортепианная спираль» (Сплит, Хорватия), Музыкального фестиваля Рейнгау (Германия) и др.
Родился в 2003 году в Лос-Анджелесе, в семье музыкантов. В настоящее время – студент Москов – ской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс Наталии Трулль). Сотрудничает с известными симфоническими оркестрами России и мира, дает сольные концерты в таких концертных залах, как нью-йоркский Карнеги-холл, венский Музикферайн, Большой, Малый и Рахманиновский залы Московской консерватории, Концертный зал им. П. И. Чайковского, Государственная академиче – ская капелла Санкт-Петербурга и др.
АРТЁМ ВАРГАФТИК
Российский виолончелист, педагог, критик, радиои телеведущий, лектор, популяризатор академической музыки. Лауреат двух премий «ТЭФИ» (2003-2004) за авторские программы «Оркестровая яма» и «Партитуры не горят» на телеканале «Культура», премии «Радиомания» и Большой оркестровой премии «440 герц» в номинации «Слово о музыке» (2022).
Родился в 1971 году в Москве. Окончил РАМ им. Гнесиных (по специальности виолончель) и аспирантуру МГК им. П.И. Чайковского по кафедре истории и теории исполнительства (1998). Работал в оркестрах «Филармония наций», «Московия», «Молодая Россия». В 1994-2003 гг. – музыкальный обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», с 2003 г. – обозреватель радио «Культура» и «Радио России», музыкальный критик в изданиях – «Итоги», «Музыкальная жизнь», «Театр» и др.
С 1997 г. по 2006 г. преподавал в РАМ им. Гнесиных. С 1996 г. работает на телевидении в качестве ведущего программ «Сад культуры» (РТР), «Положение вещей», «Тем временем» (телеканал «Культура»), «Удивительные люди» (сезон 2023-2024 гг. на телеканале Россия-1). С 2007 г. активно сотрудничает с Московской филармонией (в сезоне 2023-2024 гг. – автор и ведущий цикла «История одного шедевра»), с Московским международным Домом музыки как постоянный ведущий концертных программ, постоянный ведущий концертов фестивалей под художественным руководством Бориса Андрианова Vivacello и «Музыкальная экспедиция». Артём Варгафтик – участник многих фестивалей и концертных программ в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Казани, Омске, на федеральной территории Сириус (Сочи).
ДЕНИС ВЛАСЕНКО
Родился в Москве в семье музыкантов. Окончил Хоровое училище имени А.Свешникова и Академию хорового искусства имени В.Попова, получил образование как оперно-симфонический дирижер в Московской и Санкт-Петербургской консерваториях у профессоров В.Понькина и А.Титова.
Принимал участие в престижных международных музыкальных фестивалях в разных странах мира. Выступал с прославленными мировыми оркестрами, с такими как: Токийский филармонический оркестр, Брюссельский филармонический оркестр, Оркестр Будапештской оперы, оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармонии, Миланский симфонический оркестр, оркестр Болонской оперы, Национальный оркестр Латвии, Европейский симфонический оркестр, а также ведущие оркестры Москвы: НФОР, РНО, ГАСО и многими другими. Неоднократно выступал с такими выдающимися артистами современности, как: И. Абдразаков, Д. Мацуев, Ю. Башмет, Н. Луганский, А. Нетребко, В. Репин, М. Гулегина, Х. Герзмава.
Вместе с оркестром «Новая Россия» записал музыку для церемонии Открытия и Закрытия Зимней Олимпиады в Сочи-2014. В сезоне 2016-2017 гг. был главным дирижёром 4-го сезона телепроекта «Большая опера» на телеканале «Культура».
С 2022 по 2024 гг. маэстро Власенко был главным дирижёром Государственного Академического Большого Театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте (Узбекистан).
С марта 2023 г. – художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии.
Дмитрий Шостакович (1906-1975)
«Праздничная увертюра», op. 96 (1954)
«Праздничная увертюра» была написана композитором в 1954 году за три дня по просьбе дирижёра Большого театра Василия Небольсина к 37-й годовщине Октябрьской революции. Однако, есть версия о более раннем возникновении замысла увертюры еще в 1947 году. В одном из интервью газете «Вечерний Ленинград» от 29 августа 1947 года Шостакович говорил о создании произведения к 30-летию Октября, в котором «передаётся настроение человека, прошедшего через тяжёлые испытания военных лет, победившего врагов Родины и теперь восстанавливающего свою страну».
Стиль увертюры является образцом оптимистической музыки «понятной всем советским гражданам», поэтому увертюра сразу же стала своего рода визитной карточкой многих торжественных мероприятий. 12 ноября 1962 году в г. Горьком на концерте, подготовленном при участии Мстислава Ростроповича, Шостакович лично дирижировал исполнением «Праздничной увертюры» и Первого виолончельного концерта. Знаменитые вступительные фанфары, открывающие «Праздничную увертюру» – автоцитата Шостаковича из его пьесы для фортепиано «День рождения» (цикл «Детская тетрадь», op.69, 1944-1945 гг.). Именно эти фанфары звучали в 1980 году на Олимпийских играх в Москве.
Сергей Рахманинов (1873-1943)
Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром, op. 43 (1934)
Самое знаменитое сочинение Рахманинова, отличающееся невероятно сложной пианистической техникой и получившее огромную популярность уже при жизни композитора, было им написано летом 1934 года на его швейцарской вилле «Сенар».
Замысел вариаций на тему самого известного 24-го каприса Н. Паганини, с одной стороны, стал продолжением особой романтической традиции. На эту тему Паганини писали виртуозные этюды – Ф. Лист, И. Фридман, два цикла вариаций – И. Брамс. С другой стороны, Рахманинов на основе темы Паганини создал совершенно новый тип вариационного цикла с цельной, захватывающей драматургией. 24 вариации, вошедшие в Рапсодию группируются по определённому режиссёрскому плану: 1-6 вариации – экспозиция темы главного героя, виртуоза Паганини; в 7 вариации на сцену выступает вторая тема – антагонист (средневековая секвенция Dies irae, символ смерти) и в 8-10 вариациях разворачивается 1 акт драмы; 11-18 вариации – 2 акт драмы, сфера лирики с кульминацией в знаменитой 18-й вариации ре бемоль мажор, ставшей наивысшим выражением в музыке любви и красоты; 19-24 вариации – финал драматического повествования.
Столь захватывающий, «вечный» сюжет побудил знаменитого балетмейстера Михаила Фокина поставить балет «Паганини» на музыку Рапсодии в 1939 году.
Дмитрий Шостакович
Сюита на слова Микеланджело Буонарроти для баса и фортепиано, op. 145 (1974)
посвящение Ирине Антоновне Шостакович
Идея написать такой цикл возникла у композитора летом 1974 года в связи с 500-летием великого скульптора, которое тогда отмечалось во всем мире. «Меня потрясла красота его стихов, глубина его мыслей, простота и гениальность всего того, что сделал этот один из величайших сынов человечества» (Д. Шостакович). Отобрав из поэтического наследия Микеланджело (в пер. А.М. Эфроса) 8 сонетов и 3 стиха, композитор сам дал им названия. Выстроился драматургически цельный цикл с определённой логикой в последовательности частей: «Истина» (пролог), «Утро», «Любовь», «Разлука» (первый триптих о любви), «Гнев», «Данте», «Изгнаннику» (второй триптих о борьбе с роком), «Творчество», «Ночь» (о тайнах творчества), «Смерть» (реприза), «Бессмертие» (эпилог). В фортепианном вступлении к №11 звучит мотив детской песенки, которую композитор сочинил, когда ему было 9 лет. Однако, мотив напоминает начало знаменитой триумфальной темы финала Пятой симфонии Бетховена. Это совпадение – одна из загадок гения и, своего рода, символ бессмертия. Оркестровый вариант Сюиты был сделан Шостаковичем в ноябре 1974 года.