IV Международный фестиваль искусств «Шостакович. Над временем»
IV Международный фестиваль искусств «Шостакович. Над временем»
IV Международный фестиваль искусств «Шостакович. Над временем»
IV Международный фестиваль искусств «Шостакович. Над временем»
IV Международный фестиваль искусств «Шостакович. Над временем»
IV Международный фестиваль искусств «Шостакович. Над временем»

Над временем

Текст — Евгения Кривицкая,
доктор искусствоведения, профессор

В 2023 году мы отмечаем 117 лет со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. О нём написано сотни статей, диссертаций, десятки монографий, и всё же дискуссии не утихают. Настолько его музыка — продукт эпохи, или она «над временем», как расшифровать знаки его тайнописи, почему его мажор иногда страшнее минора.

Читая его биографию, понимаешь, в какой зоне турбулентности он жил. В его случае пики взлетов и падений были особенно резки: премьера Первой симфонии в 1926 году внезапно вывела его, 19-летнего выпускника Ленинградской консерватории, в ранг композиторов с мировым именем. 

Казалось, что дальше только успех — но спустя десятилетие статья «Сумбур вместо музыки», критикующая оперу «Леди Макбет Мценского уезда», делает его персоной нон грата в СССР. Создание в конце 1941 года Седьмой «Ленинградской» симфонии, которую во всем мире восприняли как пророчество и духовную опору, вновь возвращает легитимность его творчеству. Но эта «охранная грамота» действует недолго: в 1948 году его вместе с Сергеем Прокофьевым и Арамом Хачатуряном обвинили в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкании перед Западом». Уволили из Московской консерватории, наглядно продемонстрировав, что неприкасаемых в СССР нет. Впрочем, через год опалу официально сняли, отправив в США в составе группы советских деятелей культуры. А затем выпустили в ГДР, где в 1950 году Дмитрий Шостакович был членом жюри Конкурса имени Баха в Лейпциге.

Следующие четверть века — это период внешнего благополучия и мучительного внутреннего диалога с собой. В 1957 году Шостакович стал секретарем правления Союза композиторов СССР, а в 1960–1968 годах — возглавлял Союз композиторов РСФСР. Внешний официоз лишь усилил внутреннюю ранимость и ощущение одиночества, отчетливо различаемое в его поздних сочинениях.

«Небожитель, гений при жизни» — так говорят о нём люди, которым довелось жить в одном времени, видеть композитора, присутствовать на его премьерах, ощущая ту особенную атмосферу «предчувствия шедевра».

«Когда в Куйбышеве во время войны был организован Союз композиторов и Шостакович стал его председателем, он предложил моему отцу должность ответственного секретаря, — вспоминал преемник Шостаковича на посту председателя Союза компо-зиторов РСФСР Родион Щедрин. — В Куйбышеве начались первые репетиции Седьмой симфонии. Оркестром Большого театра дирижировал Самуил Самосуд. Отец следил за нотным материалом… На генеральную оркестровую репетицию Седьмой симфонии Шостаковича отец взял меня с собой, запасшись моим клятвенным обещанием сидеть тише мыши.

Первый раз в истории музыки прозвучало целиком это великое произведение, ставшее легендой… Шостакович — вот высочайший нравственный пример глубочайшей порядочности, мужества, стойкости в самом пекле советского ада. Писать Первый скрипичный концерт, возвращаясь с надругательских мракобесных стыдобищ в 1948 году, или создавать Четвертую симфонию, как бы отвечая на мерзость “ждановской” статьи “Сумбур вместо музыки”. Это ли не подвиг?! И при сем смертоносная удавка террора все уже затягивалась вокруг самого Шостаковича: был расстрелян его дядя, арестован муж старшей сестры, а она сама сослана, в ссылке томилась и мать его жены. Какое же скудоумие демонстрируют те “исследователи”, кто с умной миной всерьез рассуждают, был ли Шостакович придворным композитором советского режима. Они желали бы, верно, чтобы гений Шостаковича сгнил в тюремной камере или на безымянном погосте в Сибири. Зачем человечеству великие симфонии?.. Совсем недавно, в какой уж раз слушал я Восьмую симфонию Шостаковича. Год написания — 1943-й. Какое величайшее исповедальное сочинение. Услышь там, коли не глух, ответы на все “правдолюбивые” твои вопросы».

Сейчас наступило время поколений, знающих о Шостаковиче по эпистолярию, мемуарам и, собственно, нотным текстам. Как они понимают его послание, какой вопрос задали бы композитору? «Музыка Шостаковича — это музыка космоса, в котором ярко персонифицирована внутренняя драма человека. И потому во время выступлений, на мой взгляд, самым сильным аргументом становятся твои чувства, интуиция даже. Именно они помогают вести за собой слушателей», — считает виолончелист Александр Рамм. По мнению пианистки Екатерины Мечетиной, «музыка Шостаковича — не живописная, а фотографическая фиксация эмоционального фона эпохи, точнее, фотоколлаж, доказательство, что XX век был временем сочетания несовместимых вещей и понятий. Если бы у меня была возможность обратиться к Дмитрию Дмитриевичу, то я бы спросила его: “Доводилось ли Вам писать музыку, наполненную эмоцией, которую Вы не испытали в жизни? Доводилось ли Вам испытать сокровенную сильную эмоцию, но так и не написать музыку об этом чувстве?”» 

«Это грандиозный композитор — один из самых великих гениев XX века, — так говорит его младший коллега, Председатель Совета Союза композиторов России Александр Чайковский. — Какое послание его музыка несет людям? То же самое, что и при его жизни. Как каждая великая музыка, несмотря на меняющееся время, она имеет разные ипостаси.

И даже если нас сейчас волнуют и страшат другие вещи, они всё равно заложены в его сочинениях.

Если взять такие грандиозные симфонии, как Четвёртая, Восьмая, Десятая, то мы ощущаем колоссальное напряжение, страшной силы экспрессию, которые, может быть, еще более мощные в наше время, особенно сейчас, в связи с гораздо более острым столкновением миров, стран и угроз.
Если в момент создания мы считали его музыку как обращенную только к нам, к советским людям, то теперь она воспринимается столь же лично во всем мире. Неважно, в какое время он писал, и для какого времени. Его музыка обращена в вечность и будет продолжать жить всегда».