25.09

НАЧАЛО В 19:00

Самарская государственная филармония

ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ СИМФОНИЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА РОССИИ

Художественный руководитель и главный дирижер —
народный артист РФ

Валерий Полянский

Солист — лауреат международных конкурсов

Руслан Розыев (бас)

Солисты:

Алина Сахапова (сопрано)
Олег Полшков(тенор)
Максим Сажин (тенор)
Максим Калинин (тенор)
Евгений Либерман (баритон)
Сергей Першин (бас)

Концерт ко дню рождения
Дмитрия Шостаковича

А. Шнитке
Концерт для хора

на стихи Григора Нарекаци II часть «Собранье песен сих…» Посвящение В. Полянскому и хору

Д. Шостакович
«Казнь Степана Разина»

Вокально-симфоническая поэма на слова Е.Евтушенко для баса, хора и оркестра, op. 119 солист — Руслан Розыев (бас) 

Сюита из балета «Болт»

op. 27a

Премьера в Самаре!

«Большая молния»

Незаконченная опера для солистов, хора и оркестра

Руслан Розыев (бас)

Лауреат Межрегионального конкурса молодых вокалистов «Орфей» (Волгоград, 2006), лауреат IV Международного конкурса оперных артистов имени Галины Вишневской (2012).

Руслан Розыев родился в 1984 году в г. Чарджоу (Туркменистан). В 2007 г. окончил Воронежскую государственную академию искусств, отделение сольного пения (класс Н. Амелина). Продолжил образование в Центре оперного пения Галины Вишневской. На сцене Центра дебютировал в партии Монтероне в опере «Риголетто» Дж. Верди.

Принимал участие в мастер-классе Шерила Милнса в рамках II Фестиваля мастер-классов «Слава Маэстро», в 2011 г. стажировался в Опере г. Тампа (Флорида, США). Сотрудничал с такими театрами, как Королевская опера Валлонии (2010/11), Лионская опера, Римская опера (2012/13).

Выступал на Сантандерском международном фестивале (Испания) и Оперном фестивале в Экс-ан-Провансе (Франция, 2011/12).

Репертуар певца включает в себя практически все ведущие басовые партии мирового оперного репертуара. В 2011 г. с Государственной академической симфонической капеллой России под управлением В. Полянского принимал участие в премьерной постановке оперы А. Чайковского «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане».

Альфред Шнитке (1934-1998)

Концерт для смешанного хора a capella на стихи Григора Нарекаци (1984-1985)
II часть «Собранье песен сих»

Концерт посвящён дирижёру Валерию Полянскому и хору

Концерт для смешанного хора a capella на стихи Григора Нарекаци – одно из лучших современных сочинений в жанре религиозной музыки. В основе текста – 3-я глава «Книги скорбных песнопений» армянского поэта, философа и богослова X века Григора Нарекаци, причисленного Христианской Церковью к лику святых. Обращение к религиозной поэзии символизировало для А. Шнитке наступление нового этапа в его духовной жизни, связанного с богоискательством.

Концерт состоит из 4-х частей; 1 часть – «О, Повелитель сущего всего», 2 часть – «Собранье песен сих», 3 часть – «Всем тем, кто вникнет в сущность скорбных слов», 4 часть – «Сей труд, что начинал я с упованьем».

Дмитрий Шостакович

«Казнь Степана Разина» Вокально-симфоническая поэма на слова Е. Евтушенко для баса, хора и оркестра, op.119 (1964)

Дмитрий Шостакович приступил к созданию поэмы «Казнь Степана Разина» через два года после Тринадцатой симфонии, в которой он впервые обратился к поэзии своего молодого современника – поэта Евгения Евтушенко. В тот период Евтушенко писал поэму «Братская ГЭС», названную им стихотворной симфонией. Именно туда вошли стихи о Степане Разине, которые Шостакович взял для своей вокально-симфонической поэмы «Казнь Степана Разина». Нравственные темы, затронутые поэтом, были близки композитору, не раз пережившему травлю властей: тема сострадания герою, которого власть казнит как «врага народа», тема ненапрасного самопожертвования («Не зазря!»), тема трагедии народа, который не осознаёт утраты своего героя, но когданибудь обязательно прозреет, потому что «прорастают лица грозно у безликих на лице». Композитор работал над Поэмой в августе 1964 года, будучи на отдыхе в Венгрии. Поэма Шостаковича обладает чертами театральности, масштабной оперной сцены, по духу соприкасается с его работами по редактированию опер М. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина». Неслучайно основная музыкальная тема Поэмы родственна начальному мотиву из Пролога оперы «Борис Годунов».

Все действие можно условно разделить на три небольших акта: 1 акт – «Перед казнью», 2 акт – «Разин размышляет, судит себя», 3 акт – «Казнь», которая заканчивается эпизодом прозрения народа: «площадь что-то поняла, площадь шапки сняла». Эпилог-реприза вновь построена на теме из оркестрового вступления к поэме. Премьера Поэмы состоялась в Москве 28 декабря 1964 года в Большом зале Московской консерватории.

Дмитрий Шостакович

«Большая молния»
Незаконченная опера для солистов, хора и оркестра (1932)

Начало 1930 годов – время мощного творческого расцвета композиторского таланта Дмитрия Шостаковича. Он пишет оперы, балеты, симфонические опусы и камерные инструментальные пьесы, киномузыку и музыку к новаторским спектаклям театра В. Мейерхольда. Одновременно работает над несколькими произведениями. Помимо создания оперы «Леди Макбет Мценского уезда», Шостакович обдумывает замыслы опер «Маскарад», «Сын партизана», «Катюша Маслова», «Волочаевские дни», оперы о народовольцах. Над оперой «Большая молния» Шостакович работал в 1932 году по заказу Малого театра (МАЛЕГОТа).

Была сочинена увертюра и восемь номеров. Либретто писал Николай Асеев. Опера была задумана в сатирическом, комедийном стиле. Остро характерные, жанровые номера полностью исключали лирику. Сюжет оперы был связан с реалиями советской жизни 1930-х годов и повествовал о группе молодых советских специалистов, приехавших с визитом в Америку.

В дальнейшем работа над оперой была прервана и частично её музыкальный материал композитор использовал для создания трагифарсовой оперы «Оранго», которая также не была окончена. При жизни композитора незавершённая опера «Большая молния» ни разу не исполнялась. Либретто Н. Асеева не сохранилось. Впервые фрагменты оперы прозвучали только в 1981 году в Большом зале Ленинградской филармонии благодаря энтузиазму дирижёра Геннадия Рождественского.